Программа господдержки для молодых социально уязвимых семей, разработанная Правительством РФ, предполагает оказание материальной помощи участникам, которым необходимо улучшить условия проживания. Для этих целей государство выдаёт сертификат «Молодая семья».

Что это за документ?

Сертификат представляет собой именное свидетельство на право получения семьёй бюджетных средств от государства для покупки квартиры. Документ позволяет оплатить около одной трети стоимости новой квартиры или дома.

Действующая на сегодняшний день программа продлена до 2020 года включительно, чтобы как можно большее количество семей успело получить государственную субсидию. В программе, однако, могут участвовать не все желающие, а только те, кто соответствует определенным условиям.

Все нюансы предоставления государственной помощи в рамках указанного проекта описаны в правительственном Постановлении № 1050 от 2010 г.

Какой размер помощи и от чего он зависит?

Сумма сертификата на улучшение жилищных условий рассчитывается в индивидуальном порядке и зависит от нескольких факторов:

  • средней стоимости жилой недвижимости на рынке в данном регионе — субсидия высчитывается в процентах от этого показателя;
  • наличия детей — бездетные пары могут рассчитывать на субсидию 30%, семьи и одинокие родители с детьми — на 35%;
  • численность семьи — сумма сертификата рассчитывается, исходя из нормативных показателей: семье из 2 человек необходимо иметь 42 м2 для комфортного проживания, семье из 3 — не менее 54 м2. Далее прибавляется по 18 м2 за каждого последующего человека (в отдельных регионах нормативы по минимальной площади могут быть иными).

Размер субсидии, которая вносится в документ, рассчитывается на момент вручения сертификатов молодым семьям. Итоговая сумма в дальнейшем остается неизменной, независимо от уровня колебания цен на рынке жилой недвижимости.

Фактически, чтобы не рисковать и не бояться удорожания жилья, получив свидетельство, нужно оперативно искать подходящую квартиру или дом. Некоторые участники проекта делают это заранее, чтобы в спешке не соглашаться на не самые лучшие варианты.

Условия получения сертификата

Важные вопросы для большинства молодых семей — как получить сертификат и как использовать его в дальнейшем. Рассмотрим их более детально.

Чтобы получить причитающуюся молодой семье господдержку, необходимо:

  • соответствовать всем требованиям, предъявляемым к участникам программы;
  • предоставить в территориальный административный орган заявление и документы, предусмотренные для вступления в проект в данном муниципальном образовании;
  • быть утвержденным в списке очередников на интересующий год;
  • дождаться своей очереди, подобрать подходящее жильё и уладить вопросы документооборота с банком и органами самоуправления.

Требования, предъявляемые к участникам проекта «Молодая семья»

К сожалению, не все социально уязвимые слои населения, нуждающиеся в новом жилище, могут рассчитывать на бюджетные средства, выделяемые по проекту «Молодая семья».

В списке участников могут оказаться те кандидаты, которые:

  • моложе 35 лет (оба супруга с детьми или без них, а также одинокий родитель, воспитывающий 1 и более детей);
  • являются гражданами России;
  • имеют подтвержденную документально необходимость улучшения жилищных условий;
  • способны оплатить часть стоимости жилой недвижимости, оставшуюся после внесения субсидии на счет семьи.

На момент получения сертификата, участники должны соответствовать возрастному цензу. Если в процессе ожидания кому-либо из супругов исполняется 40, они выбывают из программы.

Кто признаётся нуждающимся в улучшении условий

Государство относит к списку нуждающихся в нормальных жилищных условиях следующие категории россиян:

  • люди, жильё которых меньше, чем им положено нормативами (в соответствии с численностью семьи);
  • семьи, вынужденные проживать в аварийных условиях;
  • люди, проживающие с больным человеком, чьё заболевание носит угрожающий характер для остальных.

Документы, необходимые для получения сертификата

Стать полноправным участником программы и получить сертификат могут люди, собравшие полный пакет достоверных документов, подтверждающих право кандидатов на получение государственной материальной помощи.

Точный перечень требуемых документов стоит узнать в органах местного самоуправления, потому что в каждой области могут запрашивать различные бумаги. Однако, большинство списков выглядит примерно так:

  • заявление на участие (в 2 экз.) — от супруга или супруги;
  • оригиналы и ксерокопии свидетельств — о браке (если семейная пара не расторгла союз), о рождении детей (если есть);
  • справки: о нуждаемости семьи в нормальных жилищных условиях, о месте регистрации каждого члена семьи, о доходах.

Если семья уже имеет непогашенный жилищный кредит, оформленный предварительно, то нужны будут:

  • справка о сумме остаточного долга по кредиту на недвижимость;
  • копия кредитного договора, если он заключен в 2006 — 2010 гг.;
  • копия свидетельства о регистрации права собственности или договор строительного подряда (или прочие документы, которые подтверждают расходы по строительству).

Документы можно предоставить в территориальную администрацию, уполномоченные ведомства (в крупных городах), многофункциональный центр, отправить по почте. Государством даже предусмотрена возможность удалённой подачи заявки через веб-сайт «Госуслуги». В крупных городах для этих целей организованы специальные ведомства.

Для проверки подлинности предоставленной документации уполномоченному органу отведён десятидневный срок, по истечении которого заявителю направляется результат рассмотрения его кандидатуры — положительное или отрицательное решение.

Если претенденту отказано в возможности участвовать в программе, то отказ должен быть обоснован. При этом, после устранения всех недочётов в документах (если это возможно), молодая семья может повторно направлять заявку на получение сертификата.

Правила использования сертификата и срок его действия

Сертификат на покупку жилья с помощью государственной субсидии действителен в течение 9 месяцев с даты его вручения. За этот период участники должны успеть пройти все необходимые этапы получения субсидии.

В течение 60 суток после получения сертификата семья должна открыть спецсчёт в банке, чтобы в дальнейшем на него зачислили причитающиеся средства. Если участники не успели открыть счёт вовремя, банк вынужден отказать им в принятии документов.

Банк 5 следующих дней проверяет достоверность сведений, содержащихся в предоставленных документах. В случае положительного решения, в течение 1 дня банк направляет сведения в органы местного самоуправления. Последним дается 5 суток на проверку документов и перечисление денежных средств на лицевой счёт владельца свидетельства.

В течение следующих 5 дней банк переводит бюджетные средства участника проекта на счёт продавца жилой недвижимости либо кредитору с целью погашения ипотечной задолженности.

Следует отметить, что существует несколько обособленно действующих проектов поддержки молодёжи (на федеральном и региональном уровнях). По закону, можно подавать в заявки на участие в разных программах, однако, получить дотацию возможно только по одному из них. Перечисленные местной администрацией деньги на приобретение жилья считаются основанием для исключения семьи из числа участников других программ, так как они автоматически теряют статус нуждающихся в новом жилье.

Жилая недвижимость, приобретённая в рамках проекта, должна быть оформлена в общую собственность всех членов семьи.